Бригады, укладывающие асфальт, могут улучшить качество готового покрытия, если будут держать катки близко к асфальтоукладчику и друг к другу.
Существует три важных фактора, которые влияют на способность укладчика асфальтобетонных покрытий достигать заданной или целевой плотности воздушных пустот при укладке любого дорожного покрытия.
Во-первых, это состав смеси, особенно в отношении содержания и гранулометрического состава асфальтобетонной смеси. Во-вторых, это укладка смеси однородным и несегрегированным способом, с достаточной толщиной, чтобы частицы могли перестроиться и заполнить пустоты. Последний фактор — это температура горячей асфальтобетонной смеси (HMA) в процессе уплотнения. Этот последний фактор — тот, который подрядчики чаще всего упускают из виду при укладке дорожного покрытия.
Температура и вязкость смеси HMA взаимосвязаны; на самом деле, их зависимость обратная. Жёсткость или вязкость асфальтобетона ниже при более высоких температурах и выше при более низких. С изменением вязкости меняется и способность достигать плотности материала.
Почти во всех организациях есть технические требования, определяющие или рекомендующие максимальную и минимальную температуру, при которой можно обрабатывать смеси HMA различных типов. Термин «обработка» может включать в себя смешивание на заводе, транспортировку с завода на объект дорожного строительства, укладку смеси и уплотнение.
Чтобы укладчик добиться равномерной конечной плотности любой смеси, должны произойти две вещи. Во-первых, смесь должна быть доставлена на объект в однородном и несегрегированном состоянии. Во-вторых, уплотнители в укладчике должны находиться достаточно близко к асфальтоукладчику, чтобы работать с покрытием, пока смесь ещё горячая и имеет низкую вязкость.
В отрасли применяется множество процессов, направленных на обеспечение однородности смеси. Наиболее распространёнными причинами расслоения смеси по составу и температуре являются неправильная работа на заводе по производству смеси и неправильная загрузка, транспортировка или доставка смеси. Несмотря на то, что асфальт всегда следует правильно загружать и транспортировать на место укладки, расслоение смеси можно предотвратить с помощью транспортного средства для перевозки материалов
Предположим, что горячая смесь HMA доставлена на асфальтоукладчик в отличном качестве и что асфальтоукладчик находится в отличном рабочем состоянии. Бригада правильно выполнила все настройки стяжки, и для достижения требуемого уклона поверхности дорожного покрытия используются автоматические системы управления. Всё идёт по плану, и материал, уложенный на основание, готов к уплотнению для получения готового дорожного покрытия.
В идеале смесь HMA должна подаваться в асфальтоукладчик при температуре от 130° до 140°C.
Разумеется, факторы окружающей среды влияют на скорость остывания смеси во время укладки и после неё. Исследования показывают, что большая часть (около двух третей) теплопотерь после укладки приходится на основание. Смесь следует доставлять на место укладки при температуре не ниже 121 °C
